Ольга Джавадова

Система Монтессори в повседневной деятельности воспитателя

 Воспитательный процесс в детском саду происходит постоянно: это не только специально подготовленные занятия, но и общение детей между собой и их взаимодействие с окружающими предметами. Одной из задач воспитателя является сделать максимум времени, проводимым детьми в образовательном учреждении, полезным для них.

В данной статье мы хотим обратить внимание на использование системы воспитания Марии Монтессори при работе с детьми, собрали несколько простых упражнений, которые помогут не только разнообразить времяпровождение детей, но и провести его с пользой.

Упражнения просты и не требуют специальной подготовки или оборудования, любо это оборудование элементарно и его можно подготовить один раз для многократного использования, поэтому им можно посвятить практически каждую свободную минуту.

Итак, вот они:

Упражнения со стулом

Нужно научить детей осторожно носить стул, тихо ставить его на пол, спокойно садиться и вставать.

Коврик

Покажите детям, как можно скатывать и раскатывать коврик. Примечание: в Монтессори-центрах учат скатывать коврик, потому что каждый ребёнок выполняет свою работу на отдельном коврике – это очень удобно, ограничивает рабочую площадь. Вы можете тоже завести специальный коврик. Тогда всем будет видно, что здесь идёт работа, наступать нельзя. В Монтессори-центрах есть ещё упражнение «Обходим коврик», чтобы дети могли аккуратно ходить по классу, не наступая на чужие коврики. Это упражнение учит детей уважать чужое пространство, а также координации – маленьким деткам не так просто идти ровно, и это полезная тренировка).

Пересыпаем зерно

Ребенку надо из одной миски пересыпать гречку, горох или рис в другую миску при помощи чайной ложки или через воронку.

На дне миски

Глубокая миска наполняется крупой, в нее закапываются камушки, пуговицы, небольшие предметы и фигурки. Ребенку нужно покопаться в миске и отыскать все запрятанные предметы.

Из ведра в ведро

Ребенку надо из одного большого ведра перелить воду в другое ведро с помощью половника, чашки, ковшика, бутылочки и т.п.

Из миски в миску

Ребенку надо переливать воду из миски в миску ложкой, маленькой чашкой, пипеткой, шприцом (без иглы), резиновой грушей, поролоновой губкой (намочил губку в одной миске и отжал в другую).

Переливание воды

Приготовьте три кувшинчика (баночки), в одном из которых вода, поднос и губка. Научите ребенка, как приподнимать кувшинчик с водой, наклонять его и переливать воду в другой кувшинчик. Если вода прольется на поднос – ребенок вытирает ее губочкой.

Переливание воды через воронку

При переливании воды можно использовать воронку. Но здесь уже понадобятся бутылочки с зауженными горлышками

Вылавливание шариков

В миску налита вода, в которой плавают теннисные (или другие нетонущие) шарики. Ребенку нужно ситечком выловить все шарики и переложить их в пустую миску.

Пена

Ребенок капает из пипетки капельку жидкого мыла в мисочку с водой. Затем венчиков взбивает пену.

Где больше воды

Берется два-три стакана и емкость с водой. Ребенок получает задание – налить во все стаканы одинаковое количество воды или так, чтобы в одном стакане было больше воды, а в другом меньше.

Мытье посуды

Ребенок с помощью губки и жидкого средства моет посуду в двух тазиках, вытирает посуду полотенцем, по окончании убирает рабочее место.

Подметание пола

С помощью щетки для пола ребенок сметает сор в кучку, сгребает его на совок и высыпает мусор в ведро.

Точим карандаши

На небольшом подносе карандаши, точилка, плоская мисочка для стружек. Ребенок затачивает карандаши, а по окончании стружки выбрасывает в ведро.

Если вы предлагаете детям эти упражнения, обязательно включайте их в процесс уборки, показывайте, как это делаете вы. Если игра с водой – дети должны знать, где взять тряпку, чтобы вытереть пролившуюся воду. Если с крупой или песком – должны быть щётка и совок в доступе, в определённом месте. Откуда можно знать и куда убрать. Обязательно предоставьте детям доступ в «хозяйственный уголок», где разместите салфетки, щётки, совочек, можно ведро для мусора. Это приучит детей к поддержанию порядка.

Когда вы готовите для детей эти игры, удобно всё необходимое поставить на небольшой пластиковый поднос. Обратите внимание, если материалы, из которого составлены упражнения красивые, яркие, мисочки подобраны, тряпочки-губки и поднос совпадают по цвету – это вызывает дополнительный интерес и желание играть с тем, что вы предлагаете. Упражнения в хороших Монтессори-центрах стараются делать эстетически привлекательными.

Всем удачи в воспитании наших детей, и помните - от качества нашей работы зависит наше будущее!


13 марта 2016 в 17:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.